Учебное пособие - требования к написанию

Учебное пособие –расширенное дополнение к учебнику, отличающееся детализацией представленной информации, наличием практических заданий и приложений.

Его преимущество заключается в отражении наиболее актуальной и новой информации по освещаемой проблематике. Обусловлено это временным фактором: его разработка и внедрение происходят оперативнее в сравнении с учебником.

Помимо прочего, автор пособия получает возможность представить свое видение структурирования и презентации выбранной учебной дисциплины. Материал при этом должен излагаться в русле фундаментальной науки. При этом учебные пособия адресованы не только студентам, но и коллегам, преподавателям и практикам вашей области.

На данный момент нет четко регламентированных требований к учебным пособиям, установленным Министерством образования и науки. При этом анализируя большое количество локальных документов отдельных вузов, предписывающих правила оформления и написания учебных пособий, можно выделить схожие ключевые моменты.

Учебное пособие: требования к написанию

Общепринятая структура написания учебного пособия включает в себя следующие элементы:

Титульный лист

Несет информацию о наименовании, дате и месте издания, выпускающем издательстве. Оборотная сторона содержит сведения об авторе или коллективе авторов, рецензентах. Здесь также размещается издательская аннотация, представляющая собой краткое сообщение о содержании и назначении учебного пособия. В ней необходимо указать направления подготовки (специальности) для которых предназначено данное издание

Оглавление

Справочный элемент учебной книги, презентующий общую структуру издания, его основные разделы и рубрики.

Предисловие

Может быть написано как автором, так и рецензентом, экспертом, научным редактором. Цель предисловия — обозначить особенности издания, определить его значимость, обосновать значимость его внедрения в процесс профессиональной подготовки специалистов. В предисловии может быть дана оценка перспектив изучения представленного вопроса, направления в этой области, которые требует дальнейшего активного изучения и исследования.

В нем можно также выразить благодарность лицам, содействующим создавать книгу.

Введение

Дается краткое описание изучаемой дисциплины, дидактическая ценность его использования при подготовке специалистов. Зачастую во введение указывают целевую аудиторию,  для которой оно разрабатывалось. Во введение важно обозначить актуальность представленной темы.

Сокращения, условные обозначения

Перечь сокращений приводится после введения, перед основным текстов. Наличие таких списков помогает восприятию и понимаю материала, упрощает работу с пособием.

Основная часть

В данной части  приводится историография изучаемой проблемы, описывает методологическая часть.

Особенностью этого учебного издания является наличие не только теоретической части и представленность расширенного материала по теме, но и наличие методологического блока в каждом разделе, который включает в себя:

  • Контрольные вопросы по представленной теме;
  • Задания к семинарскому занятию и самостоятельной работе;
  • Темы рефератов, эссе, докладов, презентаций;
  • Обзор и рекомендация литературы.

Заключение

Содержит обобщенную информацию, выводы автора, рекомендации и прогнозы развития учебной дисциплины.

Библиографический перечень пособия

Указываются книги, учебники, журналы, монографии и другая использованная  литература, а также электронные и виртуальные ресурсы.

Приложения

Выступают важным дополнением к основному материалу. Носят справочный, наглядно-иллюстрационный или документальный характер, необходимы для полноты освоения темы.

Мы рассмотрели распространенную модель структурирования учебных пособий, при этом она не является жестко регламентированной и некоторые из ее элементов могут отсутствовать.