Цикл издания

Учебное издание– система, целостный комплекс, формируемый не только автором, но и выбранным им издательством (редактором, корректором, дизайнером, художником и др.).

Часто называют, поэтому,систему учебно-методическим комплексом. Он обеспечивает нормативно-критериальный (рекомендуемый ФГОС) уровень компетенций обучаемого. Редактор издания оценивает согласованность тематики, структуры, содержания,логической последовательности требованиям стандартов, к изданиям. Ориентируется он при этом и на вид издания: программно-методическое, учебное (учебно-методическое), вспомогательное и др. Например, к учебнику для вузов требования по логичности, научности, системности, терминологии, методической системе, апробации – строгие.

Участники процесса

Учебная литература -отражение специфики предмета. Содержание, структура этим, а также образовательными, дидактическими целями и определяется. Дидактическая составляющая определяет эффективность пособия, а педагогическая – конструируется, чтобы обучаемый еще и формировал адекватное предмету мировоззрение.

Редакторы учтут ценность этих трех позиций, когда издание учебной литературы готовят. Учебная литература,контент конструируется, учитывая особенности содержания, функциональное назначение (цель, аудитория, методика). Издательские услуги (центры) это учтут непременно.

Писать труд следует последовательно,согласовано с ФГОС, ориентированно на активизацию мотивации читателя, его творческого потенциала.Редакторский анализ подчинен аналогичной цели. Произведение структурировано: введение, основная часть с разделами, модулями (главами, параграфами), выводами, заключением. Желательны к каждой главе (каждому модулю) вопросы для самоконтроля, задачи (тесты, ситуации) для самостоятельного рассмотрения, перечень литературы. Автономность учебного пособия – его достоинство.

Деление на модули (разделы) должно подчиняться законам актуализации информации —  по объему каждый соотносим с возможностью усвоения (запоминания)учебного материала за выделяемый, достаточно короткий,период. Каждое издание учебной литературы, каждый модуль – определенная ступенька лестницы познания, с логической последовательностью взаимопереходящих (согласно содержанию) частей.

Редактор опирается на дидактические программные единицы. Названия– краткие, ясные, запоминающиеся, емкие (как слоганы). Практические задания (задачи) – апробированные, достоверные, желательно с ответами, указаниями.

Внимание– методологическим принципам, формирующим систему знаний о методах, способах, подходах деятельности, развивающих мировоззренческие, морально-эстетические воззрения читателя. Критерию научности – особое внимание. Анализируем целесообразность попадания фактов, их отношений в издание. Важно качество, определяемое яркостью, запоминаемостью, практичностью и др.

Издательские услуги и сложны, и интересны, и благородны!